Эпилепсия

Эпилепсия представляет собой хроническое заболевание головного мозга, которое характеризуется повторными, преимущественно, непровоцируемыми приступами с нарушением двигательных, чувствительных, вегетативных, мыслительных или психических функций.  Возникает в результате чрезмерных нейронных разрядов в сером веществе головного мозга

Эпилепсия – одно из наиболее распространенных заболеваний в неврологии, особенно, в детском и подростковом возрасте. Заболеваемость (число случаев вновь диагностированной эпилепсии – повторных непровоцируемых приступов - за 1 год) составляет от 41 до 83 случаев на 100.000 детского населения, с максимумом среди детей первого года жизни – от 100 до 233 случаев на 100.000 . У пожилых людей эпилепсия развивается  после травм, инсультов, других сосудистых патологий.

Эпилепсия не является единим заболеванием с различными приступами, а подразделяется на отдельные формы - эпилептические синдромы.

Обычно, мы представляем себе эпилепсию так: больной внезапно падает, у него развиваются судороги, изо рта идет пена, он издает какие-то крики, и ,в конце концов, оглушенный, засыпает. На самом деле, такие классические приступы (врачи называют их генерализованными тонико-клоническими) возникают далеко не у всех пациентов. Эпилепсия может заявлять о себе потерей сознания или каким-то его нарушением. Человек (ребенок или взрослый) начинает вести себя неадекватно: не реагирует на окружающих, не отвечает на вопросы и т. д. Бывает, и особенно часто у детей и подростков, приступ кратковременный с нарушением сознания в течение 10–15 секунд. Приступ можно даже не заметить, или принять ,на первых порах, за невнимательность, рассеянность. Но если эти эпизоды повторяются, случаются часто, родители все-таки понимают, что с ребенком что-то не то. Такие приступы называются абсансами (фокальные с остановкой деятельности). Во время них пациент не падает, просто на 10–20, иногда на 30 секунд и более выключается из окружающей действительности: не отвечает на вопросы, вообще никак не реагирует на окружающих. Если вовремя не обратить внимания на абсансы, то приступы будут сохраняться. Ребенок не сможет учиться в школе, потому что при этой форме эпилепсии приступы очень часты, десятки и даже сотни в день.

Иногда бывают ночные приступы, и они тоже не всегда похожи на классический генерализованный тонико-клонический приступ. При этом человек принимает какие-то необычные позы, у него напрягаются разные части тела, перекашивается рот. Бывает, что больной просыпается, и не может ничего сказать, хотя находится в сознании.

Часто эпилепсия не сопровождается нарушением сознания. У пациента могут появляться приступы, сопровождающиеся непроизвольными движениями в отдельных частях тела (фокальные моторные приступы), возникать непроизвольные подергивания в мышцах - миоклонии. Могут возникать приступы, сопровождающиеся галлюцинациями и ощущением нереальности происходящего и т.д. Таким образом, клинические проявления эпилепсии многогранны и сложны.

Конечно, бывают нарушения сознания и не связанные с эпилепсией. Практически каждый человек хотя б раз в жизни падал в обморок или был близок к этому. Если человеку стало плохо в душном помещении, при резкой смене положения тела, после какой-то физической нагрузки, то,скорее всего, это не эпилепсия, а просто обморок. При эпилепсии приступы возникают спонтанно, беспричинно. Однако для исключения эпилепсии в подобных случаях необходимо тщательно обследовать пациента - провести видео-ЭЭГ мониторинг, МРТ в режиме эписканирования и отправить на консультацию к эпилептологу.

В последние десятилетия достигнут значительный прогресс в изучении, диагностике и лечении эпилепсии. Этот прогресс связан с изменением подходов к классификации эпилепсии и эпилептических приступов, с совершенствование методов диагностики эпилепсии (особенно, развитие видео-ЭЭГ мониторинга и высокоразрешающей МРТ), а также с появлением более десяти новых антиэпилептических препаратов, создание которых базировалось на принципах высокой эффективности и безопасности.

В связи с прогрессом в изучении и лечении эпилепсии, эпилепсия теперь отнесена в раздел излечимых (курабельных) заболеваний, и у большинства пациентов (65-70%) удается достигнуть прекращения приступа или значительного уменьшения их частоты, Около 30% составляют случаи эпилепсии, плохо поддающиеся терапии. Сохранение значительной доли резистентных к лечению эпилепсий требует дальнейшее изучение этого заболевания, совершенствование методов его диагностики и лечения. При обнаружении структурного дефекта и возникновения резистентной эпилепсии показано оперативное лечение. В ряде случаев показана кетогенная диета.

Лечение пациента с эпилепсией – сложный и длительный процесс, основной принцип которого можно сформулировать как стремление к достижению максимальной эффективности (сведение эпилептических приступов к минимуму или их прекращение) и максимально хорошей переносимости терапии (минимум побочных эффектов). Врачи должны знать о новейших достижениях в области эпилептологии, о современных подходах к диагностике и лечению эпилепсии. В этом случае можно достигнуть максимального эффекта в лечении пациента.

В лечении эпилепсии важна старт-терапия, то есть назначение первого антиэпилептического препарата в монотерапии. Ряд противоэпилептических препаратов, эффективных при одних формах эпилепсии могут быть неэффективны и даже усугублять течение других форм эпилепсии. Именно поэтому диагноз каждого конкретного эпилептического синдрома основан на данных анамнеза, клинической семиотике приступов и должен быть подтвержден проведением видео-ЭЭГ-мониторинга. Для исключения структурных форм эпилепсии необходимо проводить МРТ высокого разрешения по программе эписканирования.

Пациенты с эпилепсией получают медикаментозные препараты постоянно и длительно. Даже детскую доброкачественную эпилепсию лечат несколько лет. Но есть и такие пациенты, которые вынуждены принимать антиэпилептические препараты длительно, годами, иногда десятилетиями. То есть существуют такие разновидности эпилепсии, которые врачи пока вылечить не могут. Зато могут контролировать, а это значит, что если больной регулярно принимает правильно подобранные лекарственные препараты, то у него не будет приступов или же они будут сведены к минимуму при условии адекватноподобранной терапии и соблюдении режима.

Пациент, регулярно принимающий антиэпилептические препараты и не имеющий приступов может заниматься спортом, путешествовать, работать по специальности. За рубежом взрослый больной эпилепсией при длительном отсутствии приступов может даже водить машину. Конечно, определенные ограничения есть. Пациентам с эпилепсией следует избегать нахождения у огня, у воды, на высоте, движущихся механизмов без присмотра, приема ряда лекарственных препаратов. Приступ можно спровоцировать недосыпанием, употреблением алкоголя. Для некоторых форм эпилепсии характерна фоточувствительность (приступ может стать реакцией на зрительные раздражители: мелькание света на дискотеке, при просмотре телевизора, при работе на компьютере). Многое в лечении эпилепсии зависит от эффективного сотрудничества врача и пациента и членов семьи пациента, от правильного выполнения врачебных назначений, соблюдения режима, положительного настроя на излечение.

Исходя из вышесказанного следует резюмировать, что все пациенты в случае возникновения у них приступов должны быть консультированы специалистом по лечению эпилепсии (эпилептологом), обследованы на предмет выявления эпилепсии (видео-ЭЭГ-мониторинг, МРТ по программе эписканирования). Своевременная постановка правильного диагноза, назначение грамотной и обоснованной старт-терапии определяет прогноз и течение заболевания.